21-я Волга

21-я Волга Трудно представить себе автомобиль, менее приспособленный для гонок, чем 21-я «Волга». Правда, в годы ее молодости в мире было немало похожих седанов — вальяжных и просторных. Но на гоночные трассы выводили их крайне редко. В СССР же «волги» соревновались не только и друг с другом, но и с «москвичами», а на международных ралли встречались даже с заточенными исключительно под скорость спорткупе. Те, кто застал отечественные гонки на 21-х, никогда не забудут захватывающего зрелища: визг шин, крены, глубокие заносы… Моя машина идет почти так ж! ведь подвеска здесь стандартная, хотя амортизаторы явно жестче серийных. Зато легкий и огромный руль только успевай вращать. А ведь режим у нас тренировочный, совсем не характерный для сражений настоящих гонщиков 1960-х, которые в «мирной» жизни были обычными водителями, таксистами, испытателями. Зимой 1964-го два «москвича-403» и три «волги» въехали в Монако — столицу мирового автоспорта. ГАЗ-М-21 были окрашены в цвета, ставшие на некоторое время фирменными газовскими для зарубежных соревнований. Немного напоминает школьную физкультурную форму, но «волги» в ней смотрятся вполне благородно. На «волгах» на Ралли Монте-Карло приехали экипажи Васькович — Добровольский (сын знаменитого газовского фотографа), Мосолов — Дегтярев и Тенишев — Дмитриевский. Стартовали из Минска, который входил в список городов традиционного для этого соревнования «звездного сбора». На крышах стояли фары-искатели, ими управляли штурманы. Чуть ли не впервые применили ремни безопасности, на двух машинах — даже импортные спортивные сиденья. В остальном 21-е были практически серийными. Даже зимние шины купили только в Реймсе. Чтобы меньше тратить валюты, в багажники поставили 150-литровые баки. Куда возможно, распихали запчасти и инструмент. Даже снятые заводские шины взяли с собой — начальство приказало ничего не бросать.

Соперники, видя все это, крутили пальцем у виска. Как с такой нагрузкой русские собирались гоняться в горах, они не понимали, — ведь тянуть поклажу предстояло обычному 80-сильному мотору. К слову, у победившего в тот год «МиниКупер» Падди Хопкирка, который стартовал вместе с нашими из Минска, на каждую лошадиную силу приходилось 10 кг снаряженной массы, а у «Волги» — 17 кг. ВОЛЯ К «ВОЛГЕ» Эта «Волга» из числа четырех, что подготовлены в Латвии уже в наше время в соответствии с требованиями исторического Ралли Монте-Карло. Туда допускают лишь автомобили, которые хоть раз участвовали в легендарном соревновании. Машины, в общем-то, недалеко уехали от прототипов из середины 1960-х. Правда, мотор форсировали до 112 л.с., а коробка передач от «два-дцатьчетверки» — четырехступенчатая, с рычагом в полу. Тормоза родные, барабанные, но с гидроусилителем. Плюс современные гоночные сиденья, ремни и средства безопасности. Вот и все изменения в «волгах», стартовавших в начале прошлого года в числе почти 300 участников ретроралли. Управляемость осталась прежней, да и коробку передач, из чего ее ни собирай, лучше не насиловать и переключаться аккуратней. От перегрева барабанные тормоза, по словам участников ралли, спасал снег. Хотя для охлаждения сделали небольшие прорези в колесных дисках и барабанах. «Волгу» можно много в чем обвинять, но она — честная. Ведет себя по классическим заднеприводным канонам. И расслабляться не дает. Красивый занос всегда может закончиться разбалтыванием кормы даже на сухой трассе, а ведь в горах близ Монте-Карло обычны снег и лед. Что ж, характер у спортсменов, как правило, непростой. А ГАЗ-21, как ни крути, достоин звания заслуженного мастера спорта. 21-я Волга

ПО СТАРОЙ ЛЕГЕНДЕ В 1964-м ни одна из советских машин не получила финального зачета — не уложились в норму времени. На следующий год в Монте-Карло вместе с двумя «москвичами» вновь приехали две «волги» с экипажами Карамышев — Циммерман и Мосолов — Добровольский. Ни один экипаж дистанцию не закончил. С тех пор советские гонщики в Монако не ездили. Не стоит винить наших спортсменов, инженеров и даже руководителей автоспорта. Они делали все, что могли. Водители и штурманы, которые ехали в тропиках с оттянутыми коленками и повергали в изумление персонал европейских заправок, требуя копии чеков (так, несмотря на график ралли, приказало начальство!), боролись с зарубежными асами, горными заснеженными дорогами и собственными машинами, выкладываясь на все сто. Руководители тоже хотели как лучше. Просто и те и другие жили в совсем другом мире. «Волги» еще несколько раз выезжали на международные состязания. Самым успешным стало выступление Карамышева и Добровольского на шведском «Полуночном солнце» в 1964-м. Но лучший результат — 16-е место в абсолюте на ралли «Тысяча озер» — привез еще в 1962 году один финский экипаж, выбравший «Волгу». Кстати, на марафон Лондон — Сидней в 1968-м поначалу тоже планировали послать «волги». Посчитали, что ГАЗ-21 куда крепче и выносливей совсем нового тогда «Москвича-412». Но так как экспортный потенциал «Волги» был исчерпан, отрядили все-таки более перспективные «москвичи». Зато во всесоюзных соревнованиях 21-е на радость зрителям участвовали аж до середины 1970-х. Спустя почти полвека выступление ГАЗ-21 в Монте-Карло оказалось куда успешней. Все четыре машины Russian Racing Team дошли до финиша. Лучший результат — 95-е место среди 214 финишировавших экипажей. Могли ли предполагать те, кто вел свои 21-е по этим горам в середине 1960-х, что через 48 лет такой же путь на таких же машинах проделают их неугомонные потомки. Вряд ли. Но им это наверняка понравилось бы…

21-я Волга

ОЛЕНЬ СОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ «Волгу» ГАЗ-21 (до начала 1960-х — М-21) выпускали в 1956-1970 гг. Самые первые машины комплектовали нижнеклапанным мотором мощностью 65 л.с., затем новым верхнеклапанным в 70, а позднее — 75 л.с. Экспортные версии оснащали агрегатами мощностью 80-85 л.с., с увеличенной степенью сжатия. Около 700 машин сделали с автоматической коробкой, остальные — с трехступенчатой механической. «Волги» участвовали в ралли, кольцевых гонках, зимних заездах на ипподромах. Моторы спортивных машин форсировали примерно до 100 л.с Среди заводских модификаций были такси, универсалы ГАЗ-22, санитарные машины, ГАЗ-23 с мотором У8 от «Чайки» для спецслужб; ремзаводы строили пикапы из отходивших свое легковых авто. В спортивных клубах, таксопарках, мастерских строили множество спортивных и гоночных машин на узлах 21-й. Всего на Газе изготовили 638 875 экземпляров ГАЗ-21 и модификаций.

21-я Волга

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *