Чемпионы мира автогонок

Чемпионы мира автогонок

Можно спорить, была или нет борьба в трех главных гоночных турнирах планеты. Но команды-победительницы везде прежние — третий год подряд! И все три чемпионских коллектива лидируют еще в одном зачете, негласном, — в соревновании бюджетов. Конечно, деньги не главное, но в современных гонках почти всё зависит от них. Хотя с трибун кажется, будто бал на трассах правят гонщики.

БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ
«Ред Булл» много лет ведет и оплачивает молодежную программу в младших формулах, просеивая в поисках гоночного гения десятки одаренных юных пилотов. Михаила Алешина в итоге отвергли, Даниил Квят пока в обойме. Самые лучшие получают место в дочерней команде «Ред Булла» — «Торо Россе» (бюджет у нее скромный, но и задачи совсем другие). Трехкратный чемпион мира Себастьян Феттель — выпускник этой школы. Помимо того что 25-летний немец быстр, он еще и надежен — благодаря прежде всего холодной голове. Именно этого не хватало в минувшем сезоне, например, тоже очень быстрому Пастору Мальдонадо, который то и дело попадал в стычки. У Феттеля бывали осечки, но не в этом году. А сумбурная бразильская гонка, где немца в первой связке поворотов отправили на последнюю позицию, показала, что у парня просто железные нервы. Дождь, чехарда пит-стопов, сейфти-кары, отказ радиосвязи — а главный соперник идет вторым и, в общем, титул под угрозой. Жесточайший прессинг для нервов! Никаких проблем, Фет­тель исправно сделал свою работу. Достоин? Безусловно. Хотя на некоторых гонках команда откровенно придерживала Марка Уэббера, чтобы тот не мешал «плановому» чемпиону. Австралиец ведь после двух своих побед опережал Феттеля, а затем провалил шесть (!) гонок подряд. Согласитесь, не очень похоже на честную игру. Чемпионат в целом сложился для «Ред Булла», скажем так, удобно. «Ферраре» мощно начала, но затем проиграла летнюю инженерную кампанию. Осенью ее машины регулярно уступали даже «зауберам» и «вильямсам». А «Мак-Ларену» просто не повезло. Дважды, лидируя, Льюис Хэмильтон сходил с дистанции из-за поломок. Его упущенные победы исправно подбирал Феттель — тут как тут! Как дальше командам жить с гигантской разницей в бюджетах? По примерным оценкам, «Ред Булл» тратит на подготовку команды в три-четыре раза больше, чем «Заубер». Последний в этом году прыгнул выше головы, но все равно побед нет, а Серхио Перес лишь десятый по сумме очков. Бывший и нынешний президенты ФИА Макс Масли и Жан Тодт регулярно поднимают вопрос об ограничении бюджетов в Формуле-1. Как вы думаете, какие команды тормозят принятие решения — богатые или бедные?

Чемпионы мира автогонок

ЛЮБИМЕЦ-ЧЕМПИОН
В мировом «туринге» ничто не предвещало острой борьбы за титул. Единственная заводская команда «Шевроле» просто не могла проиграть. Было очевидно: все три места на подиуме по итогам сезона достанутся ее пилотам. Поначалу даже казалось, что определено, кому какое. Вся статистика была на стороне опытнейшего Ивана Мюллера, многократного чемпиона WTCC. Алену Меню в силу возраста светило третье место, ну а любимец публики Роберт Хафф в соперничестве с Мюллером должен был довольствоваться серебром. Предыдущие два года было именно так. Поначалу к тому и шло, но с какого-то момента борьба за титул стала развиваться по другому сценарию. С неумолимой статистикой не были согласны Хафф и Меню. Перед последним этапом на убойной городской трассе в Макао первый лидировал по набранным очкам, а второй сохранил шанс стать чемпионом, если партнеры слишком увлекутся борьбой друг с другом. Финал вышел прекрасный! Прежде всего благодаря Хаффу. Спокойную езду ради набора очков британец отверг. За это и любят его многочисленные поклонники. Англичанин хотел победить, но победить красиво! И решился на рискованный, но не очень нужный обгон в первом заезде. Эффектно протиснулся мимо Мюллера и попытался увеличить дистанцию. Пару виражей спустя Хафф не удержал автомобиль в повороте и чиркнул ограждение. С поврежденной задней подвеской его «Шевроле» застыл в боксах. Судьбу титула решил заключительный заезд сезона. Хафф продирался наверх из глубины пелетона. Меню тем временем прессовал Мюл­лера. Как же приятно смотреть настоящий гоночный спектакль, а не очередной «договорной матч»!

Чемпионы мира автогонок

Восемь лет шел англичанин к титулу в составе команды «Шевроле». Заслуженная, зрелищная и чистая победа. К тому же Хафф как раз такой чемпион, по которому соскучились зрители. Не рациональная счетная машина за рулем болида, а живой, полный эмоций человек, готовый пойти на риск. А еще, что немаловажно, харизматичен и не задирает нос. Образ простого английского парня, лишенного симптомов звездной болезни, не может не привлекать. Минувший сезон стал последним для команды «Шевроле» — фирма покидает чемпионат мира. Как сложится дальнейшая гоночная карьера тройки призеров, пока неизвестно. Станет ли действующий чемпион многократным в составе другой команды? Лучше не гадать. Главное — он останется тем самым Робом по прозвищу Хаффи, которого так любит зритель. И это, конечно, куда важнее времени прохождения круга, набранных очков и даже количества титулов.

Чемпионы мира автогонок

ВЕЧНЫЙ СЕБАСТЬЕН
Одержав девять побед в 13 гонках и доведя их суммарное число до невообразимых семидесяти шести, Себа­стьен Лоэб стал девятикратным чемпионом мира! Подряд! В составе одной команды. К такому титулу свежих комментариев не выдумаешь — все, какие можно, высказаны раньше. Был у Себа более-менее опасный соперник — Микко Хирвонен, долгие годы представлявший «Форд», — но и того «Ситроен» устранил, взяв к себе на оклад второго пилота под гарантию вице-чемпионского титула. Поразительно прагматичная циничность в достижении цели! Иные несознательные болельщики именуют Себастьена «убийцей мирового чемпионата». Но ведь Лоэб не виноват в том, что он гениальный раллист! И к «Ситроену» тоже претензий нет — что же ему делать, нарочно проигрывать? Закавыка, вероятно, в самой системе чемпионата WRC: частные команды выиграть ничего не могут, а заводских осталось всего две. И «Форд», чей бизнес в Европе идет неидеально, каждый год думает, не закрыть ли убыточную раллийную «конюшню» вообще. Но пока лишь урезает ей бюджет. Гонки, каждая в отдельности, интересны. Ревут моторы, мчатся машины, пилоты радуются и досадуют. Но чемпионат при этом скучнейший. Вне всякого сомнения, в WRC надо что-то менять. Вводить весовой гандикап, принудительные трансферы пилотов — вплоть до запрета на участие заводов. Может быть, все изменится само, ведь вот-вот стартует «Фольксваген»? Начнется настоящая битва? Однако ходят слухи, что «Ситроен» скоро свернет раллийную программу. Не получили бы мы взамен Лоэба другого французского Себастьена — Ожье. Еще лет на десять.