Вибрирующий руль, гул трансмиссии, зудящий кузов испортят настроение кому угодно. Мы рассмотрели одну из причин данного явления.
В привычных нам транспортных средствах мотор крутит колеса отнюдь не напрямую. Между маховиком коленчатого вала и ведущими колесами — целая цепочка деталей, узлов, устройств, в совокупности называемых трансмиссией. Одна из самых простых применяется на большинстве переднеприводных машин. Это сцепление, коробка передач, объединенная с главной передачей и дифференциалом, и выходящие из нее валы со ШРУСами, которые и приводят ведущие колеса.
А вот на автомобилях классической схемы крутящий момент от коробки передач при помощи карданного вала передается к главной передаче, расположенной довольно далеко — в балке заднего моста. Трансмиссии полноприводных автомобилей еще более сложны. Увы, многообразие валов, муфт, ШРУСов порождает проблемы. Важное требование к этим элементам — сбалансированность. Неуравновешенное вращающееся тело становится источником вибраций, вредных и для здоровья, и для машины. Жаль, не все это понимают.
Недавно приехал один «бомбила». Из экономии самостоятельно заменил шарниры (крестовины) карданного вала, не ведая о правилах выполнения этой деликатной работы. Вал состоит из трубы и двух вилок с крестовинами. Перед расстыковкой следовало пометить их взаимное положение — то, при котором они отбалансированы. А мужик с ходу всё разобрал! Пришлось обрисовать ему светлые перспективы: крестовин две, при сборке вала возможны 16 разных сочетаний. Как найти наилучшее? Методом проб и ошибок — здоровья не хватит. А даже небольшой дисбаланс при оборотах тысячи под четыре вызовет тряску до потери аппетита. Что делать? Первый вариант: вновь и вновь перебирать вал, записывая сочетания и результаты. С ума сойдешь! Станков, как на заводе, у меня нет. Второй — смириться и ездить. Третий — купить новый вал. Это и предложил хозяину. Тот уехал обиженный… И почему-то на меня!
А вот другая история, но уже с передним приводом. Прибыл мужик на «Лансере» и жалуется: мол, при скорости выше 90 км/ч вибрирует руль. Куда только не обращался в поисках причины! Балансировали ему колеса, проверяли их форму, радиальное и осевое биение шин, исследовали подвеску, рулевое управление — все безрезультатно! Честно говоря, после такой прелюдии хотелось уклониться от предложенной загадки, но самолюбие взяло верх. Прокатились вдвоем… Убедились… Вернулись. И вот «Лансер» на подъемнике.
Непорядок в правом приводе! Признаюсь, понял это не сразу. Внимательно щупая наружный ШРУС и сравнивая его с левым, вроде бы ощутил едва заметный люфт. Прямо на подъемнике завели мотор, включили передачу — и, плавно наращивая обороты, стали наблюдать. Примерно до 80 км/ч (по спидометру) правый привод крутился как положено. Отлично сбалансирован. Но при 90 км/ч его контур стал как бы рябить — из-за вибрации. На левом же приводе ничего не изменилось. Решили правый менять. И что же? Вибрации пропали! Прежний привод мы разобрали. Хотя износ деталей был едва заметен, на повышенных скоростях его хватало для нарушения балансировки.
Добавить комментарий